за этот сайт в рейтинге DIVEtop.ru

Дмитрий Куцын. Красное море, Шарм-эль-Шейх, январь 2015 г.

Красное море… Наверное, невозможно найти человека, оставшегося равнодушным после прикосновения с его лазурными водами. Уникальнейший водоем, чье рождение связано с глобальными тектоническими процессами 25 млн. лет назад, младенец, судьбой которого предначертано стать новым океаном. 

Природа возникновения и географическое положение определили ряд особенностей, делающие Красное море таким уникальным. Будучи достаточно глубоководным (средние глубины порядка 2000 м при максимальной глубине 2850 м) оно представляет собой тектонический разлом между Азией и Африкой, заполненный водами Индийского океана. Температура воды на больших глубинах не опускается ниже 21°С в связи с высокой тектонической активностью рифтовой зоны. Отсутствие впадающих рек, ограниченный водообмен с Индийским океаном и высокие температуры привели к увеличению солености до 38-40‰. Стабильные гидрофизические, гидрохимические, и климатические условия способствовали формированию экосистемы, отличающейся высочайшим разнообразием жизни.

Чтобы понять величие, красоту и хрупкость экосистемы Красного моря достаточно одного мимолетного взгляда за кулисы поверхностных вод. Открывшийся нашему взору взрыв красок и форм морских обитателей вызывал искренний восторг и изумление. Стены и столбы коралловых рифов пестрят красно-оранжевыми тонами стаек небольших рыбок антиасов, среди которых то и дело снуют радужные рыбы-попугаи, усердно покусывающие веточки кораллов. Неспешно проплывают пары величественных рыб-ангелов и изумительных рыб-бабочек. У дна мечутся небольшие стайки барабулек, подымая облачка песка, грациозно проплывают скаты-хвостоколы, демонстрируя свое грозное оружие. В щупальцах анемона неподалеку обосновалось семейство ярких амфиприонов. У этих рыб ярко выражена забота о потомстве и самец бесстрашно атакует как проплывающих мимо рыб, так и любопытных дайверов, в то время как молодь прячется в ядовитых щупальцах актинии.

Жизнь кипит не только у коралловых садов, но и в толще воды – пелагиали. Обитатели открытых водных просторов не отличаются яркой окраской, однако сбиваются во внушительного размера стаи, чтобы эффективно находить пищу и спасаться от хищников. Появление крупного скопления цезий, производит неизгладимое впечатление. Движения рыб в стае четко скоординированы и слажены. Будто повинуясь единому общему разуму, стая молниеносно проносится, оставляя нас дезориентированными… Будто само пространство сдвинулось под действием неукротимой энергии этих рыб. Вскоре становится понятна причина такой стремительности. В темно-синей толще воды появляются тени… Тунцы и каранксы вышли на охоту, атакуя со всех сторон стаю цезий и поддерживая единый круговорот жизни Красного моря.

Ночное погружение раскрывает риф во всем его великолепии красок. Красный спектр света, неспособный преодолеть фильтр водной толщи, становится доступным при помощи фонаря и риф поражает воображение своей пестротой. Существа, активные днем, засыпают в своих уютных коралловых ложах, и на сцену выходят ночные обитатели. По песчаному дну и рифам безмятежно курсируют морские ежи, будто из ниоткуда «вырастают» морские лилии, смущенно пряча свои щупальца в свете фонаря. Изумительные и опасные крылатки наоборот, с удовольствием используют свет фонарей для охоты, иногда в больших количествах скапливаясь под дайверами и сопровождая их в ночном полете.

Прикосновение к подводному миру Красного моря оставляет неизгладимый след в душе каждого. И этот отпечаток хранит в себе не только эстетическое наслаждение от созерцания красочных форм жизни и ландшафтов. В нем навсегда остается вдохновляющее ощущение свободы, любопытства и безграничной любви… Любви к природе, к людям, к жизни.

 

Наверх